Единая дежурно-диспетчерская служба тел: 112 (бесплатный), 8 (34248) 4 14 22, 4 04 22


618 250, Пермский край, г. Губаха,

ул. Никонова, д. 44

Прогноз гидрологической обстановки в период весеннего половодья

24.01.2019

 

Прохождение весеннего половодья в 2018 году на территории

Пермского края

Прогноз гидрологической обстановки в период весеннего половодья

В соответствии с прогнозом на 2018 год, прохождение весеннего половодья характеризовалась по следующим показателям:

Запасы воды в снежном покрове в большинстве районов Пермского края были значительно ниже средних многолетних значений. Более существенно это отставание зафиксировано по центральным и южным районам – в 2-3 раза. По крайним северным и северо-западным районам запас воды в снеге был ниже нормы на 20-30%. Влагозапасы в целом по бассейну Камы до Перми составляли на 58% от средних многолетних значений. Для сравнения, 2 предшествующих зимних сезона почти повсеместно отмечалось превышение нормы по запасам воды на 10-30%. Наблюдаемая в 2018 году ситуация по влагозапасам в снежном покрове наиболее близка к зимнему периоду 2011-2012 г.г. – самой малоснежной зиме последних 2 десятилетий.

Толщина льда на реках и водохранилищах составляла преимущественно 30-50 см., что в основном на 10-20 см. меньше средней многолетней величины и значений прошлого года.

Промерзание грунта наблюдалось преимущественно в диапазоне от 10 до 45 см., что в основном на 10-30 см. меньше нормы. Промерзание в большинстве районов края было близко либо чуть меньше величины аналогичного периода 2017 года.

Водность рек благодаря изобилию осадков в летний период прошлого года и большим сформировавшимся запасам грунтовых вод держалась на высоком уровне – на 10-50% выше нормы и показателей прошлого года. Приток воды в Камское водохранилище в зимний период составлял 120% среднего многолетнего значения.

Таким образом, прогноз развития половодья характеризовался запасами воды в снежном покрове, толщиной льда, промерзанием грунта и водностью рек, которые за исключением водности рек, были ниже среднемноголетних. Многие факторы указывали на возможную реализацию маловодного сценария (по аналогии с ожиданиями в 2012 г.). Необходимо отметить, что в случае дружной весны и выпадения большого количества осадков (как это отмечалось в апреле 2016 г.), особенно в период формирования пиков половодья, накопленные влагозапасы могли попасть в речную сеть без существенных потерь, что наряду с повышенными рисками формирования заторов местами могло привести к высоким уровням воды и подтоплению пойменных участков.

При наихудшем развитии паводковой ситуации в 2018 году в зону возможного затопления (подтопления) могли попасть 110 населенных пунктов в 37 муниципальных образованиях с численностью населения 11 633 человека, а так же 4410 жилых дома.

Прогноз паводковой обстановки на территории Пермского края в 2018 году

По итогам прохождения весеннего половодья 2017 года и в соответствии с прогнозом на текущий год, Главным управлением МЧС России по Пермскому краю совместно с противопаводковой рабочей группой при КЧС и ОПБ Пермского края была уточнена оценка возможных зон затопления во время весеннего половодья на территории края и организована подготовка к прохождению весеннего половодья в 2018 году.

Соответствующая прогностическая информация была направлена в органы исполнительной власти и местного самоуправления Пермского края.

Подготовка к безаварийному пропуску весеннего половодья

В целях подготовки к безаварийному пропуску весеннего половодья на территории Пермского края в 2018 году была определена группировка сил и средств от МЧС: личного состава – 4151 человек, автомобильной техники – 10 единиц, специальной техники – 340 единиц, инженерной техники – 4 единицы, авиатехники – 11 (БПЛА), плавсредств – 19 единиц.

Дополнительно для проведения противопаводковых мероприятий, аварийно-спасательных и других неотложных работ и жизнеобеспечения населения были спланированы для привлечения вертолет МИ-8 Управления Росгвардии по Пермскому краю, 1 БЛА Пермского регионального отделения РОССОЮЗСПАСа,    2 вертолета МИ-8 ООО «Геликс».

Всего за субъект: личного состава – 9375 человек, автомобильной техники – 998 единиц, специальной техники – 443 единицы, инженерной техники – 629 единиц., авиатехники – 15 единиц; плавсредств – 408 единиц.

Также основные усилия были сосредоточены на проведение следующих превентивных мероприятий:

  • разработан План мероприятий по смягчению рисков и реагированию на ЧС в период прохождения весеннего половодья на территории Пермского края, утвержденный губернатором Пермского края М.Г. Решетниковым и согласованный с Врио начальника Главного управления МЧС России по Нижегородской области С.В. Воронцовым;

  • уточнены планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, планы эвакуации и первоочередного жизнеобеспечения населения;

  • для эвакуации населения из населенных пунктов, находящихся в зонах возможного подтопления была проверена готовность спланированных 78 пунктов временного размещения общей вместимостью 11633 человека;

  • в Пермском крае находится 1010 гидротехнических сооружений, поднадзорных Западно – Уральскому управлению Ростехнадзора. Все ГТС имеют собственников в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений». Противопаводковой рабочей группой при КЧС и ОПБ Пермского края были проведены выездные проверки территорий, наиболее подверженных рискам возникновения ЧС в паводковый период 2018 года, связанных с возможными авариями на ГТС, проверено 29 ГТС, представляющих наибольшую опасность в период весеннего половодья. По итогам обследований главам администраций муниципальных образований, а также собственникам ГТС даны рекомендации по проведению необходимых мероприятий по подготовке к пропуску паводковых вод, актуализации расчетов вероятного вреда ГТС, проектной и иной документации требующейся для безопасной эксплуатации ГТС, а также на устранение выявленных нарушений;

  • проведена установка 110 временных гидропостов, для контроля уровней воды;

  • созданы межведомственные рабочие группы и организованна их работа;

  • проведены мероприятия по ослаблению льда (чернение, распиловка) в   3-х муниципальных образованиях (Бардымский МР 2,3 км, Кишертский МР 0,6 км и Чусовской МР 3,94 км) проведены мероприятия по распиловке льда, общей протяженностью более 6 километров (6,84 км) и в 2-х муниципальных образованиях (Бардымский МР 0,2 км и Кишертский МР 0,32 км) мероприятия по чернению льда общей протяженностью 0,52 км.

В паводкоопасном периоде текущего года взрывные работы для ликвидации ледяных заторов на водных акваториях края не проводились.

  • спланированы и проведены тренировки и учения с привлекаемыми силами и средствами;

  • проведены заседания КЧС и противопаводковой рабочей группы при КЧС и ОПБ Пермского края по вопросам подготовки и прохождения весеннего половодья;

  • утвержден реестр населенных пунктов Пермского края, попадающих в зоны возможного затопления и подтопления в период весенне-летнего половодья 2018 года;

  • издан приказ Главного управления от 31.01.2018 № 38 «Об организации работы по контролю и оперативному реагированию в период весеннего половодья 2018 года»;

  • 28.03.2018 на коллегии Главного управления был рассмотрен вопрос: «О подготовке к паводкоопасному периоду 2018 года»;

  • с 17 по 19 апреля текущего года проводилось командно-штабное учение по отработке вопросов ликвидации природных пожаров и обеспечения безаварийного пропуска весеннего половодья на межрегиональном уровне (приказ МЧС России от 19.03.2018 № 110 и приказ ЦРЦ МЧС России от 27.03.2018 № 140 «О мероприятиях по подготовке и проведению командно-штабного учения по отработке вопросов ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникающих в результате природных пожаров, защиты населенных пунктов, объектов экономики и социальной инфраструктуры от лесных пожаров, а также безаварийного пропуска весеннего половодья»);

  • в ходе ежедневных оперативных совещаний проводилось заслушивание представителей органов местного самоуправления (согласно установленному графику с 20.03.2018 по 04.04.2018) о складывающейся обстановке и выполненных превентивных мероприятиях по смягчению рисков в паводкоопасном периоде 2018 года;

  • в населенных пунктах было организовано информирование населения, работа по возможной эвакуации населения из зоны подтопления, осуществлялся постоянный мониторинг за уровнями воды, была организована охрана общественного порядка, а также адресная работа с населением;

  • уточнен финансовый и материальный резерв органов местного самоуправления. Резервным фондом Правительства Пермского края на 2018 год представлен резерв финансовых ресурсов в Пермском крае в размере 272,2 млн. рублей и резерв материальных ресурсов в размере 88,091 млн. рублей. А в муниципальных образованиях, попадающих в зону возможного подтопления (затопления), финансовые резервы составили 131,505 млн. рублей, резервы материальных ресурсов 174,768 млн. рублей.

Итого за Пермский край: финансовый резерв составил 527,144 млн. рублей и материальный резерв 600,846 млн. рублей.

Состав материальных и финансовых резервов Пермского края

По количеству проведенных превентивных мероприятий, результатам своевременного реагирования органов управления муниципальных звеньев ТП РСЧС Пермского края, своевременности и качеству представленных отчетно-информационных документов в суточном режиме, организации работы противопаводковой рабочей группы муниципального образования, в лучшую сторону по итогам проведенного безаварийного паводка 2018 года отмечаются Бардымский и Кунгурский муниципальные районы.

При подготовке к паводку 2018 года был выявлен ряд недостатков со стороны органов местного самоуправления Пермского края, а именно:

  • недостаточная работа с населением по вопросу организации оповещения и проведения разъяснительной работы по пропуску весеннего половодья (ГО Кудымкар, ГО Кунгур, Кудымкарский муниципальный район).

  • недостаточность резерва финансовых ресурсов муниципальных образований (спланированный финансовый резерв, номенклатура и объем материальных ресурсов для ликвидации ЧС на территории муниципального образования не соответствует рискам, которым подвержена территория муниципального образования: Юсьвинский, Юрлинский и Чусовской муниципальные районы).

  • отсутствие должного внимания за состоянием ГТС к прохождению паводка со стороны администраций муниципальных образований и балансодержателей ГТС (ГО Лысьва).

  • недостаточный контроль со стороны администрации Гремячинского муниципального района и собственника водозабора МУП «Водоканал» на р. Вильва в г. Гремячинск. В случае повреждения береговых колодцев для забора воды во время ледохода МУП «Водоканал» не имеет возможности в полной мере выполнять мероприятия по организации водоснабжения города и обеспечению защиты береговых колодцев от повреждений в период половодья 2018 года.

  • установленные отметки неблагоприятных явлений на временных гидропостах (линейках) на территории муниципальных образований не соответствовали действительности, а именно фактические уровни воды либо превышали отметки неблагоприятных и опасных явлений, при этом подтоплений не наблюдалось, либо происходили подтопления, не достигнув неблагоприятных отметок (Бардымский МР, Уинский МР).

Организация мониторинга паводковой обстановки

Мониторинг развития весеннего половодья 2018 года осуществлялся Главным управлением МЧС России по Пермскому краю, а также администрациями муниципальных образований с привлечением хозяйствующих субъектов.

Мониторинг гидрометеорологической обстановки на реках и водоемах края осуществляется Пермским ЦГМС – филиалом ФГБУ «Уральское УГМС». Кроме того, на период весеннего половодья было спланировано привлечение оперативных групп на территории Пермского края, в том числе и оперативной группы Главного управления МЧС России по Пермскому краю.

Для выявления мест зашугованности русла рек и образования заторов силами Главного управления МЧС России по Пермскому краю осуществлялась разведка на реках, в том числе с использованием беспилотных авиационных систем.

В ходе мониторинга паводковых вод в 2018 году на территории Пермского края в Главном управлении (с 06.04.2018) функционировал штаб по контролю над паводковой обстановкой на территории Пермского края с круглосуточным несением службы (приказ Главного управления «Об организации контроля за прохождением весеннего половодья на территории Пермского края» от 05.04.2018 № 177).

Прохождение весеннего половодья

Паводковая обстановка на территории Пермского края в 2018 году

На территории Пермского края весеннее половодье началось в сроки близкие к средним многолетним. Максимальные уровни воды в реках края были около или ниже нормы.

В результате прошедшего весеннего половодья на территории Пермского края было подтоплено 11 населённых пунктов в 8 муниципальных образованиях: 91 приусадебный участок и 9 жилых домов (17 человек, в т.ч. 3 ребёнка), также было подтоплено 4 моста в Кунгурском и Чусовском муниципальных районах и 1 участок автодороги в Гайнском муниципальном районе п. Усть-Черная:

  • 26.04.2018 – 28.04.2018 ГО Березники (г. Березники – 6 придомовых территорий);

  • 29.04.2018 – 03.05.2018 Чусовской МР (п. Калино 1 мост);

  • 29.04.2018 – 29.04.2018 Чусовской МР (л. Лещевка, 1 мост);

  • 30.04.2018 – 02.05.2018 Пермский МР (п. Кукуштан 28 придомовых территорий и 8 жилых домов (13 человек, в т.ч. 1 ребенок), п. Качка 17 придомовых территорий, д. Зайково 4 придомовых территорий);

  • 30.04.2018 – 02.05.2018 Уинский МР (с. Уинское 12 придомовых территорий и 1 жилой дом (4 человека, в т.ч. 2 ребенка);

  • 02.05.2018 – 07.05.2018 Кунгурский МР (с. Моховое 2 моста);

  • 12.05.2018 – 22.05.2018 Гайнский МР (п. Серебрянка 9 придомовых территорий);

  • 15.05.2018 – 15.05.2018 Гайнский МР (п. Усть-Черная 1 участок дороги Усть-Черная – Керос);

  • 13.05.2018 – 28.05.2018 Косинский МР (п. Усть-Коса 11 придомовых территорий);

  • 21.05.2018 – 23.05.2018 Гремячинский МР (п. Усьва 4 придомовых территории).

Для выполнения мероприятий по безаварийному прохождению паводковых вод и обеспечению жизнедеятельности населения проживающего на подтопленных территориях, привлекались силы и средства, в количестве: 76 человек и 30 единиц техники, в т.ч. от МЧС России 21 человек и 8 единиц техники.

Были приведены в готовность 4 ПВР общей вместимостью 440 человек:

- Косинский МР: ПВР в селе Коса, ул. Ленина 112, МОУ «Косинская СОШ» вместимостью 200 человек.

- Гайнский МР: 2 ПВР в поселке Серебрянка, ул. Набережная, 24а, МБОУ «Серебрянская СОШ» вместимостью 120 человек; ул. Центральная, 2, МБКДУ «Серебрянка» вместимость 80 человек.

- Уинский МР: ПВР в селе Уинское, ул. Заречная, 4, гостиница вместимостью 40 человек.

Эвакуация населения не проводилась.

За аналогичный период 2017 года было подтоплено 10 населённых пунктов в 7 муниципальных образованиях: 177 приусадебных участков и 9 жилых домов (22 человека, в т.ч. 1 ребёнок), также было подтоплено 2 моста в Кунгурском районе и одна дорога в Красновишерском районе город Красновишерск.

Для выполнения мероприятий по безаварийному прохождению паводковых вод и обеспечению жизнедеятельности населения проживающего на подтопленных территориях, привлекались силы и средства, в количестве: 36 человек и 12 единиц техники, в т.ч. от МЧС России 7 человек и 3 единицы техники.

Были приведены в готовность 6 ПВР общей вместимостью 620 человек. Население не эвакуировалось.

Итоги прохождения весеннего половодья 2018 года и мероприятия на 2019 год

Подводя итоги прохождения весеннего половодья 2018 года, можно сделать вывод, что прогноз Пермского ЦГМС – филиала ФГБУ «Уральское УГМС» на 2018 год на территории Пермского края, подтвердился частично. Во всех муниципальных образованиях отмечалось снижение паводкообразующих параметров от средней климатической нормы. Половодье было маловодным и стремительным. Пик половодья наблюдался с 30.04.2018 по 03.05.2018 г.

В целях организации прохождения безаварийного весеннего половодья в 2019 году, на территории Пермского края необходимо выполнить следующие мероприятия:

1. В соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» исполнительным органам государственной власти Пермского края (Министерству образования и науки, Министерству здравоохранения, Министерству социального развития Пермского края) совместно с органами местного самоуправления начать подготовку подведомственных объектов к прохождению половодья 2019 года и завершить эту работу до начала паводкового периода.

2. На основании Методических рекомендаций для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по организации подготовки к паводкоопасному периоду, утвержденных заместителем Министра МЧС России В.В. Степановым 24.12.2014 № 2-4-87-40-14 противопаводковой рабочей группе при КЧС и ОПБ Пермского края откорректировать и утвердить на заседании реестр населенных пунктов, попадающих в зону затопления (подтопления) в период весенне-летнего половодья на территории Пермского края в 2019 году.

3. В соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Методическими рекомендациями для органов местного самоуправления Пермского края по организации работ по безаварийному пропуску весеннего половодья, утвержденными протоколом заседания противопаводковой рабочей группы при КЧС и ОПБ Пермского края от 02.02.2017 № 1 органам местного самоуправления:

- разработать и утвердить планы по смягчению рисков и реагированию на ЧС в паводкоопасный период 2019 года;

- организовать своевременную подготовку и развертывание пунктов временного размещения, пунктов обогрева и питания, оказания медицинских услуг и других услуг социальной поддержки пострадавшего населения;

- продолжить работу по увеличению резервов финансовых и материальных ресурсов, как органов местного самоуправления, так и собственников организаций, эксплуатирующих гидротехнические сооружения;

- усилить контроль над состоянием и эксплуатацией гидротехнических сооружений (далее – ГТС) в период весеннего половодья, в т.ч. назначение ответственных должностных лиц за безаварийную работу ГТС, и уделить особое внимание состоянию ГТС (предполоводная сработка, исправность работы шандоров, своевременная очистка от мусора);

- проанализировать отметки временных гидропостов, установленных для контроля уровней воды и организовать работу , с учетом прохождения весеннего половодья 2018 года;

- спланировать и провести командно-штабные тренировки и смотры готовности сил и средств по реагированию на возможные чрезвычайные ситуации, связанные с паводковыми явлениями;

- своевременно организовать прочистку водопропускных систем под дорогами местного значения;

- определить на территории своих муниципальных образований затороопасные участки и спланировать мероприятия по ослаблению прочности льда на данных участках.

- проводить разъяснительную работу с населением о складывающейся обстановке, с использованием средств массовой информации;

- организовать мониторинг за развитием паводка с привлечением сельских (поселковых) администраций и хозяйствующих объектов;

- спланировать и провести комплекс мероприятий по повышению защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия поверхностных вод и аварий на гидротехнических сооружениях (строительство защитных дамб, берегоукрепление, руслорегулирующие и дноуглубительные работы) в рамках реализации государственной программы Пермского края «Экономическая политика и инновационное развитие», утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1325-п.

 

С.Ю. Лазарев,

Заместитель начальника отдела

предупреждения чрезвычайных ситуаций

управления гражданской защиты

Главного управления МЧС России по Пермскому краю

майор внутренней службы                                                                             

Архив новостей

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
Показать все за месяц   |   Показать все за год